14 маяЛичное Ратмир Мухаметзянов

Про Майские. «Отдых» очень увлеченного человека

Мальчик спрашивает у бизнесмена:
— Дяденька, а как вы все успеваете? Быть богатым, успешным, спортом заниматься, жену любить, с детьми играть?
— Иди, мальчик, мне некогда.

Вот и я, как в этом анекдоте, постарался на майских «праздниках» максимально все успеть и выполнить все намеченные задачи. Обо всем по порядку.

Часть 1-я. 3-й этап Кубка России по альпинизму в скальном классе, 1-3 мая, Севастополь

Согласно жеребьевке мы с Васей Терехиным выбирали двенадцатыми из четырнадцати команд. Нам оставалось не так много маршрутов, поэтому взяли самый дорогой с расчетом лезть максимально быстро. У Васи сильно болело травмированное колено, лидировать предстояло только мне, так что в планах было пролезть всего два маршрута без лишней беготни. Первый (Диктат дождя 5б) прошли с хорошим временем, и даже позволили себе потерять полчаса на вершине, отдыхая и рассуждая о том, какой взять следующим. К судьям шли пешком, никуда не торопились. На втором маршруте — Центр 6А, Форосский Кант я один раз заблудился, сделал очень сильный зигзаг-маятник, впереди предстояло не совсем комфортное ИТО. Естественно, мне было страшно и неудобно. Веревка уже не протягивалась из-за большого трения, я был вынужден собрать станцию раньше, чем надо было, собрал висячую. Потом снова было какое-то непонятное, неудобное ИТО на дырках. Скорость сильно упала. В итоге пришлось сходить третий маршрут – Стрелка. Показали хорошее время – час десять, тем более, что приходилось лезть попеременно, а не одновременно. Так что за день я пролез лидером три маршрута, хотя раньше мы так не делали. Понял для себя, что по сравнению с предыдущими соревнованиями и различными стрессовыми ситуациями оказалось, что сейчас я выхожу из угнетающего состояния страха и неуверенности в себе, сильно замедляющего на маршруте, да и в жизни, намного быстрее! Потому как уже через веревку или две мы с Васей наверстали время, а следующий маршрут я вообще лез в своем привычном темпе. И еще оказалось, что совсем необязательно бегать под гору и с горы, чтобы оставаться в призах. По всей видимости, наработанный опыт участия в соревнованиях, знания, навыки, быстрое лазание и продуманная тактика позволяют концентрироваться именно на прохождении маршрута, не тратя силы на спринтерские забеги. В результате, заняли с Васей первое место и после награждения я рванул на мандатную комиссию Чемпионата Москвы в Симеиз.

Часть 2. Чемпионат г. Москвы по альпинизму в техническом классе, 2-8 мая

Я немного опоздал. Но судьи – весьма понимающие, приняли документы, рассказали правила, регламент. На следующий день предстояло ехать на квалификационное лазание и параллельно встретиться с участниками 3-х дневного мастер-класса для опытных альпинистов. О нем подробно расскажу ниже. Только чудом и благодаря пониманию со стороны участников, как слуге двух господ, мне удалось совместить и то, и другое. Стоит рассказать про формат, в котором проходит чемпионат Москвы. Отчет времени начинается, когда участники, стоя под маршрутом с развеской, готовы стартовать, а останавливается, когда участники вылазят на вершину. Один день – одно восхождение. Нет никакой беготни под гору, с горы. Полностью концентрируешься и тратишь все свои силы только на прохождение маршрута. По мне этот формат интереснее и надежнее, позволяет показать лучшее время, а также ходить безопаснее и быть более внимательным, так как нет необходимости лезть уставшим третий, четвертый маршрут за день. Еще одна отличительная и полезная особенность чемпионата Москвы, что квалификация проводится в формате обучения. У участников есть время с 9 до 17, чтобы пролезть пять обязательных трасс, и если вдруг какая-то трасса не получается, то судья подскажет, как сделать правильно, какой узел завязать, как ставить точки. Так что до 17 часов можно пробовать одну трассу неограниченное количество раз, пока не получится. Такой формат не просто ставит участников в спортивные рамки, но и дает возможность обучения на месте. И это действительно очень здорово и полезно для личного развития соревнующихся. По регламенту участникам дается день отдыха после квалификации, а затем три дня для двух восхождений. Так что у меня оставалось время заниматься проведением мастер-класса. Первым пролезли Праздник непослушания и сразу выбились в лидеры. Второй маршрут (Законодатель 5б) мы с Васей пролезли очень быстро — за час двадцать. Отталкивались от того, кто какие маршруты лезет и в какое время нам надо уложиться, чтобы не сдать позиции. В результате мы заняли первое место вне зачета, получили ценные подарки от BASK и Сплав. И я довольный отправился на работу.

Часть 3. Мастер-класс для опытных альпинистов

В начале весны Сергей Леонкин и его товарищи (Дима, Коля и Женя) обратились ко мне с просьбой обучить их лазать одновременно по красноярской технике. Ребята решили не тратить лишнее время и не набивать собственные шишки, а под наблюдением опытного квалифицированного человека, часто практикующего именно эту схему, сразу правильно научиться и поставить технику. Учитывая их альпинистский опыт (один — КМС, два — первый разряд и один — второй разряд), я предположил, что времени должно хватить и согласился. Первый день обучения заключался в том, что я дал теоретическую базу, нарисовал схему движения для каждого участника, объяснил, где какая веревка и кто, как страхует, а затем мы пошли отрабатывать на легкие мультипитчи, предварительно отстояв очередь (на майских праздниках надо быть к этому готовым). Я указывал на ошибки и корректировал по ходу движения, а вечером состоялся обязательный разбор и обсуждение планов на следующий день. В остальные дни мы работали на Форосском Канте. Ребята лезли маршруты с конкретными заданиями, я следил за ними в бинокль и связывался по рации, сообщая об ошибках, о том, как они могут ускорить себя. После первого маршрута мы разобрали недочеты, они поменялись лидерами и маршрутами, затем стартовали. Таким образом за день они сходили два маршрута с конкретным заданием и отработали технику, а на следующий день попросили день отдыха, который я использовал для участия в соревнованиях. Заключительный день мастер-класса прошел на Куш-Кае, на более сложном маршруте, с которым они успешно справились. Но времени на второй уже не хватило. После соревнований у меня начался трехдневный поверхностный курс по мультипитчам для Сергея и Кати. Занятия проходили на Мердвен-Кае и Кошке. Судя по обратной связи, ребята остались довольны и теперь хотят приехать на более расширенный курс. Я понял, что формат трехдневного мастер класса интересен и мне, и участникам. Мне понравилось работать с опытными альпинистами, четко понимающими свои цели, и в сжатые сроки выдавать квинтэссенцию накопленных знаний и опыта. А у участников есть возможность за короткое время, буквально за одни выходные, получить стимул, так необходимый для дальнейшего спортивного развития. После такого мастер-класса можно остаться в горах отрабатывать технику самостоятельно, либо вернуться домой, обдумать все услышанное и потом повторить где-то в больших горах. Три дня оказалось достаточно для того, чтобы опытных людей научить, направлять, рассказать, что где и как, вести по маршрутам, корректируя по рации, разобрать и отработать ошибки. Постараюсь регулярно проводить подобные 2-3х дневные мастер-классы. Для вашего удобства напишу подробную программу и уже по заявкам буду набирать от двух до шести человек в зависимости от опыта и целей участников. Интересный был опыт, надо повторять. Вот так вот прошли мои майские, за которые я постарался успеть все, везде и вся.

за фотографии спасибо Евгении Алексеевой и всем фотографам, освещавщим чемпионаты