17 октябряЛичное Надежда Оленёва

Когда игра стоит свеч. Ушба

В смутные времена делай что должно, и будь что будет.

Эту поездку мы планировали с весны. Я ждала её не меньше, чем наши участники. Легендарная Ушба, гостеприимная Грузия!

Большинство участников ввиду обстоятельств были вынуждены отказаться от поездки, но не смотря на это мы всё таки отправились в горы с Сашей и Надей. Из-за пробки на границе, моего позднего приезда и ограниченного времени отпуска у Нади, решили сначала пойти на Ушбу, добавив день к акклиматизации, а потом сходить с Сашей вдвоём на Казбек.


Подход под Ушбу стоит целого восхождения. Мы стартовали из Мазери с высоты 1700 и спустя три дня разбили штурмовой лагерь на ушбинском плато на 4000. В какой то момент Саша спросил, есть ли ещё где-то на Кавказе такие ледники и ледопады на пути к маршруту. Я затруднилась с ответом, пожалуй нет. Рельеф больше походил на Гималаи, а полуторакилометровые ушбинские стены, обрывающиеся во все стороны вызывали восторг и ужас одновременно.

В первый день под проливным дождём мы поднялись по лесной зоне и поставили палатки над водопадом. Заварили горячие Снедки и пытались хоть немного подсушить вещи в перерывах между зарядами дождика.


Во второй день поднялись до ледника и ушли влево вверх по осыпным склонам по направлению к полке над ледопадом. Про возможность обхода ледопада по этой полке рассказал мне Саша Мороз. И оценив путь через трещины, мы решили попробовать обойти ледопад. Встали на ночёвку над ледопадом перед началом полки. Прямо напротив западной стены, горящей в этот вечер красивущим закатом.


В третий день тропили полку выше колена, снега в этом году очень много. К обеду дюльфернули с полки на нижний ярус плато и к пяти вечера дошли под взлёт подушки на 4000. Поставили лагерь в забитой снегом трещине, здесь не дуло и было вполне уютно.



День штурма был вторым и последним днём короткого погодного окна. С вечера собрались, сложили рюкзаки, но на утро вышли из нашей трещины только с третьего раза. Сначала Саша забыл... верёвку, потом Надя вспомнила, что не положила в рюкзак буры. Когда я увидела, что Саша возвращается в третий раз, начала материться;) Выяснилось, что его каска осталась в палатке.


В 6:30 ещё в сумерках мы начали работать первые верёвки от подушки по стене. Саша лез бодро. Низ стены был в снегу, верхний крутой участок блестел чистым льдом. Спустя несколько часов мы вылезли за перегиб на второй участок ледовой стены. Он более пологий и поначалу казалось, что мы вскоре будем на гребне. Но на 4500 у Саши закончилась акклиматизация и выключились силы. Он не сдавался и продолжал работать первым, хоть и часто отдыхал. Сказывалась, конечно, и усталость от трёхдневного подхода в сложных условиях.


Около двух часов дня мы вылезли на гребень. К 14:30 прошли траверс по нему до первого взлёта. Стало видно, что снега много и прохождение заснеженного скального ножа, жандарма и последующего снежно-ледового взлёта займёт у нас ещё часа три не меньше. Погода начинала портиться, ребята были вымотаны, и я приняла решение начать спуск. Лишь около 7 часов вечера мы оказались в палатках. Стащили мокрые ботинки и сварили кипятка. У ребят не было сил, даже чтобы написать СМС. Но это ещё был не конец.


Ночью погода испортилась окончательно, наши палатки завалило снегом. Утром, когда мы начали спуск видимость была метров 40. Шарахаясь, как ёжики в тумане, мы всё же нашли проход через трещины по плато. На распутывание ледопада ушло ещё несколько часов поиска пути, подлазов и подслазов и пробежки по развилку. Вечером пошёл дождь.


Когда мы в темноте, без фонариков, мокрые вышли к КПП погранзаставы нашей радости и удивлению погранцов не было предела. Через полчаса мы залезли в машину, я лишь спустя время заметила, что Саша с Надей так и сидят в машине в касках и с включёнными фонариками)



Восхождение на Ушбу - это целая, пусть и не большая, экспедиция.
Пять дней втроём в полной автономке, преодоление снегов, ледопада, плохой погоды, принятие решений и себя. Как сказал Саша, это настоящий альпинизм. А на вершину мы ещё вернёмся. 




вернуться к списку статей