высоко встал и забыл вовремя снять лесенку, теперь придётся спускаться за ней
- Частое заблуждение состоит в том, что быстролазающие люди мало страхуются. При редкой страховке рождается страх, сковывающий движения, ваши процессы мышления и анализа рельефа замедляются. Поэтому, если хотите быстро лезть на ИТО, страхуйтесь столько, сколько считаете комфортным. Но важно найти золотую середину между имеющимся количеством точек страховки на вашей системе и протяжённостью участка.
- Во время лазания на ИТО рельеф может не только мешать, но и помогать. При любой возможности где-то придержаться, опереться во внутреннем углу для облегчения лазания, всегда делайте это!
- Если вы перелазите маленький карниз или ИТОшите по слабому нависанию, сохранить равновесие вам может помочь несложный приём. Упереть одну ногу в другую (см. картинку). Так вы искусственно создадите упор для одной ноги, и стоять станет легче.
упёр правую ногу в левую
- Когда вы видите спасительный шлямбур, но никак не можете дотянуться до него рукой или даже карабином оттяжки, вам с большой радостью поможет фифа.
достать рукой до шлямбура не хватило 10 см, но фифой удалось достать
И в конце, перейдём к некоторым упражнениям:
- Простое упражнение, которое не требует присутствия напарника и страховки, можно выполнять, практически, на любом скальном массиве. Попробуйте за 20 минут поставить 40 точек страховки с земли, встегнуть в них лесенки и подняться в верхние кольца, после спуститься, забрать точку и перейти к установке следующей.
Суть упражнения в том, что вы должны быстро анализировать, находить и подбирать снаряжение, а также привыкнуть вставать в верхние кольца.
- Тренируйтесь на сложных ИТОшных трассах, ведь это такая же часть развития, как работать в скалолазании над тяжелыми проектами. После неудобного, страшного и изматывающего ИТО вам будет на порядок легче физически и психологически на более простом и надёжном рельефе.
- Если вы научитесь лазать огромный объем рельефа на скальных фифах, ваша скорость возрастет в разы. Иногда вы можете лезть на фифах и не снимать лесенки из фиф, а страховаться параллельно в другие трещины и щели. Если знаете, что данный элемент страховки вы будете забирать (в конкретном случае фифу), постарайтесь не забивать ее слишком усердно, потому что через 2 минуты вам предстоит ее вытаскивать, а чем быстрее вы вытащите, тем быстрее сможете двигаться дальше. Попробуйте пролезть всю трассу на фифах, если рельеф вам позволяет, а страховку оставляйте параллельно.
- Важный момент – это умение переходить с ИТО на свободное лазание. Ситуация перехода с лесенок на рельеф сложна больше психологически, нежели физически. Конечно, во время лазания лесенки и подобное болтающееся бесцельно снаряжение будет вам мешать, поэтому укоротить и убрать его в компактный, аккуратный вид, вам нужно еще до лазания.
Главная сложность состоит в том, как убрать лесенку, если вы на ней стоите. Основная ошибка – пытаться это делать с лазания. Когда держитесь рукой за зацепку, снять лесенку с точки на уровне колена и укоротить ее другой рукой тяжело физически, поэтому, когда вы видите рельеф под свободное лазание, необходимо поставить точку страховки и встать крючком крюконоги прямо в карабин оттяжки (следите, чтобы крючок не поджал веревку в карабине). Из этого положения нужно укоротить обе лестницы и убрать их на задние полочки на системе. Важно помнить, если следующее движение на рельефе вы делаете левой ногой, то в карабине оттяжки должна стоять правая нога.
1.укорачиваю одну лесенку перед переходом на лазание; 2. укоротил свободную лесенку; 3.убираю укороченную лесенку; 4. левой ногой стою в лесенке, а правой встаю прямо в карабин оттяжки.
5. стою правой ногой в карабине, освободил лесенку; 6.выщелкнул вторую лесенку, стою в карабине оттяжки; 7. демонстрация укороченной лесенки, стою уже только в оттяжке одной ногой; 8. выбираю рельеф под левую ногу, правой стою в точке.
9. левой ногой встаю на рельефе, правой в точке; 10. перехожу на лазание, правой ногой стою ещё в точке, которую оставлю на страховку; 11.начинаю лезть.
- Для увеличения скорости прохождения на ИТО и тренировки можно попробовать исключить страх и пройти максимально быстро трассу. Для этого вам потребуется организовать верхнюю страховку и пролезть линию, не оставляя точки страховки и не боясь срыва. Таким образом, вы сможете отработать алгоритм быстрого движения без гнетущего чувства падения.
Все эти советы лишь советы! Ни одна книжка вам не заменит тренировок и практики на реальном рельефе. Но если во время лазания вам удастся руководствоваться тем, что написано выше, ваш прогресс будет идти быстрее.